Из Ижемской волости на оленях
Колпаковский подробно анализирует вклад зырян – современных коми-ижемцев – в развитие торговли на ярмарке: «Долг требует, однако ж, заметить, что посещение зырянами Берёзовского края весьма благодетельно для инородцев, так как, возвышая цены на местные произведения, они отнимают возможность у русских торговцев обманывать невежественных остяков и самоедов. Приезжающие на ярмарку зыряне покупают от инородцев товары исключительно сами, с первых рук, русские же, главные торговцы, редко покупают сами, а больше чрез своих приказчиков и служителей, и посторонних людей, нанимаемых ими на время ярмарки комиссионерами за условленную плату или из-за известных в пользу комиссионеров процентов по добровольной их сделке (что, естественно, вело к повышению продажной цены товара. – Прим. авт.)».
Был ещё один компонент, влияющий на стоимость товаров. Колпаковский пишет, что «кладь зыряне привозят и увозят на собственных оленях, полагая по 10 и 12 пудов на пару оленей (провозной платы у них нет, так как каждый торговец-зырянин употребляет своих собственных оленей)». Такой подход сокращал транспортные затраты и повышал качество логистики товаров и услуг. Заметим, что коми осваивали Обдорию задолго до прихода сюда войск русского царя, служили проводниками у Ермака, а для этого надо хорошо знать край и его пути-дороги. «Зыряне, преимущественно ижемцы, приезжают в Обдорск из Архангельской губернии Мезенского уезда из Ижемской волости на оленях чрез Урал разными путями, по которым никто из местных русских жителей никогда не ездил. Главный из этих путей (проход), начинаясь от слободы Ижемской и пересекая Печору у устья реки Ошкульск, потом дойдя прямым направлением до устья реки Сыни. Кроме того, есть и другие пути, известные только зырянам и некоторым самоедам Берёзовской округи», сообщает Колпаковский, отмечая, что «оленьи кожи преимущественно скупаются зырянами и вывозятся за Урал для выделки на имеющихся у них заводах на замшу, доставляемую ими на продажу в города Архангельск, Санкт-Петербург, Нижегородскую ярмарку и прочие места».
Современный иследователь Татьяна Чернова в статье «Замшевое производство в Коми крае (XIX–XX вв.)» пишет, что «в 1858 году (тогда Колпаковский работал на ярмарке. – Прим. авт.) шесть крупных мастерских давали 42 процента производимой в Ижемской волости замши. Одним из крупных замшеделов был крестьянин Ефим Артеев. В 1887 году на его предприятии обрабатывалось около 1 000 оленьих шкур в год, что составляло 10,5 процента произведённой в Ижемской волости замши. Коми-ижемцы усовершенствовали оленеводство, извлекая из него пользу. Они первыми стали организовывать предприятия по производству замши, что привело к концентрации данного вида производства в Ижемской волости».
Как итог своих наблюдений за торговлей зырян на ярмарке Колпаковский пишет в рапорте: «В предшествующие годы зырян приезжало на ярмарку от 40 до 60 человек, но в нынешнем году они наводнили собою село Обдорское так, что их насчитать можно было больше 205 человек, кроме малолетков и женщин. Причиною такого явления можно признать ощущаемый в настоящее время в Мезенском уезде недостаток продовольствия, но, по собственным словам зырян, они охотнее стали посещать Обдорск и потому что со стороны местного начальства не только не терпят никакого притеснения, но, напротив, оно оказывает им в торговле и во всём прочем покровительство».
На судах, каюках и барках
Детально Колпаковский проанализировал время и пути доставки товаров на ярмарку в Обдорск: «В Обдорский край для продажи на ярмарке и [во] всякое другое время оптовыми торговцами приплавляется в каждый год из Тобольска и других мест на судах, каюках и барках и частью мелочными торговцами на лодках в июне месяце на продовольствие и потребности жителей края значительное количество хлеба, соли, мережи, бумажных и шерстяных товаров, железных изделий и проч., но большая часть оных, преимущественно хлеба и мережи и прочих рыболовных снарядов, продаётся в другое время — в начале лета и осенью по окончании рыбных промыслов… Кладь везётся из Обдорска частию на своих оленях, но больше на принадлежащих жителям Обдорска или инородцам, которые получают провозной платы от 40 до 50 коп. с пуда. Из города Берёзова товары доставляются обыкновенно на лошадях до с. Самарова, где большею частию передаются на руки других возчиков и доставляются до Тобольска; провоз клади от Берёзова до Тобольска обыкновенно обходится не дороже 50 коп… В настоящем году некоторые из торгующих, предвидя невозможность перевезти кладь в г. Ирбит обыкновенною дорогою чрез Тобольск, решили отправить её туда совершенно другим, почти вовсе неизвестным им путём, по которому ещё никто из здешнего края в Ирбит не ездил. Тракт этот пролегает чрез верховья р. Сосьвы, Урал, Шапшинское селение Пермской губернии, вблизи Богословских заводов и г. Верхотурья, но существуют ли здесь препятствия в езде и перевозке клади, можно будет узнать от торговцев по возвращении их из Ирбитской ярмарки… В зимнее время товары привозятся на Обдорскую ярмарку только из Берёзова на оленях в течение 3-х или 4-х дней и зырянами (более значительное количество) из Архангельской губернии. Доставляемые товары стоят торговцам на местах покупки, по крайней мере, на 12 процентов дешевле тех цен, по каким они продаются, а провоз их обходится не более 2 процентов».
Снабженческий центр
У Обдорской ярмарки есть важные особенности. На неё торговать съезжались представители купечества и инородцы Архангельской губернии, Мезенского уезда, Ижемской волости, купцы из Тобольска, Берёзова. Отсюда вывозили далеко за пределы региона различные товары национального производства, поступившие на ярмарку с Ямала и территорий Архангельска, Коми, Югры, Восточной Сибири. Важно и то, что сюда доставлялись продукты питания, утварь, охотничьи припасы, которые с ярмарки, как центра перевалки, развозились по тундрам Ямала и по Большеземельской тундре.
Обдорск был снабженческим центром для населения огромного края. Так, в 1858 году, пишет Колпаковский, «на ярмарку было привезено и продано: муки ржаной – 29 666 пудов (пуд – 16 кг), пшеничной – 465 пудов, крупчатой муки – 100 пудов, хлеба печёного – 6 440 пудов, соли – 300 пудов; сукна, бумажных и шёлковых товаров и разных других мануфактурных изделий, сахару, чаю, картузного табаку и других колониальных товаров, разных железных и медных поделок, как-то: топоров, ножей, ножниц, капканов, ружейных замков, котлов железных и медных, колец и прочего, свинцу – 19 пудов, разных бакалейных товаров, сельских произведений: масла, мяса, листового табаку, пеньки и иных товаров, как повседневного спроса, так и хозяйственно-промыслового (капканы, сапоги-бродни, мережа, сукно, валенки, ремни и прочее) – всего на сумму почти 30 тысяч рублей», по тем временам это большие деньги. Продавали также товары национального спроса: малицы, маличные рубахи, ягушки, моржовые ремни, оленью упряжь, нарты, тагары – ковры из соломы и разных трав, хореи и многое иное. Все эти товары из Обдорска расходились по тундрам Нижнего Приобья.
Отметил Колпаковский и тот факт, что с развитием ярмарки стала уходить в прошлое меновая торговля: «В недавнее время вся торговля инородцев с русскими производилась меною товара на товар, но в последние годы и преимущественно в нынешнюю ярмарку у многих инородцев были наличные деньги; на них они покупали у русских хлеб и прочие потребности и охотно принимали деньги за свои товары. Появление у инородцев (в нынешнюю ярмарку необыкновенно) значительного количества денег надо отнести к тому, что зыряне осенью скупали на месте их стойбищ много рыбы по весьма высоким ценам». Для коренного населения переход к деньгам был шагом вперёд, так как отпадала зависимость от совпадения потребностей и возникала возможность хранить деньги до появления нужного товара, они не сгниют, как рыба, и в обмен на них можно получить любой товар.
Одним из итогов поездки Колпаковского на ярмарку стало его экономическое предложение: «Изложив на все сделанные вопросы сведения, имею честь донести, что если бы дозволить до положения ясака русским покупать от инородцев пушной товар и разъезжать по их стойбищам во всякое время до положения ясака, то, конечно, как для русских, так и инородцев, была бы неограниченно свободная торговля. Но если им это дозволить беспрепятственно, то оборот ярмарочной торговли уменьшился бы на значительную сумму, как я доносил уже об этом
г. начальнику губернии 10 февраля 1856 года за
№ 169, потому что русские успели бы до ярмарки скупить всё что ни есть лучшее у инородцев, и нельзя бы надеяться, чтобы ясак был вносим шкурами такого качества, как ныне… Опыт последних трёх лет доказывает, что необходимо наблюдать за производимыми с инородцев сборами преимущественно звериными шкурами и за продажею оных из казны в частные руки».
Ярмарка как толчок к развитию
Торговые ярмарки положительным образом сказались на самом коренном населении края, которое постоянно расширяло свои социальные связи и уровень информированности. Кроме того, ярмарки сформировали в Обдорске торговую индустрию – лавки, пекарни, склады, зернохранилища, магазины и сопутствующие услуги, и само купеческое сословие. Вклад в развитие села внесли купцы Плеханов, Корнилов, Плотников, Бронников, Матюшин, Новицкие, Карповы. Торговля повлекла со временем создание системы почтовой связи, ветеринарии и многого иного и вывело Обдорск в один из торговых центров азиатского Севера страны.
При общем населении села чуть более полутора тысяч человек его большинство промышляло рыбу и зверя и торговало местными и привозными товарами. Как отмечали в Тобольске в 1915 году, «обдоряне средней зажиточности вели небольшие по объёму торгово-промышленные предприятия, другая же часть населения – рыбные промыслы». Оборот означенных заведений составляет за последние три года от полумиллиона до двух миллионов рублей в год. Так, к примеру, «оборот ярмарки в плохом для промысла зверя 1915 году и низких ценах выразился в 200 000 рублей».
После установления советской власти Обдорская ярмарка и купечество приказали долго жить, её пробовали восстановить в 1932 году, но из попыток ничего не вышло. Сегодня Обдорская ярмарка носит декоративно-туристический характер, а её прошлая история свидетельствует об огромной роли села Обдорск в освоении Крайнего Севера Западной Сибири в минувшие века.