Погода
Погода
-6 C°, ветер 2 м/с
Коронавирус
Коронавирус

162 005 +0 за сутки

Курс валют
Курс валют
EUR 98.72 USD 92.01
Салехард – Надым
Салехард – Надым

Дорога открыта 

Аксарка - Яр-Сале
Аксарка - Яр-Сале

Дорога открыта

 

Лабытнанги - Теги
Лабытнанги - Теги

Дорога открыта

Коротчаево - Красноселькуп
Коротчаево - Красноселькуп

Дорога открыта

 

О будущем «Божественного водоёма». Как Шайтанка объединила и разъединила салехардцев

О будущем «Божественного водоёма». Как Шайтанка объединила и разъединила салехардцев

Народную инициативу с переименованием реки, по берегам которой вместе с современными зданиями расположены духовные центры, запустили законодатели из окружного парламента.

У истоков это была река с другим именем, считают общественники и обращаются к законодателям с идеей о переименовании Шайтанки. По мнению председателя военно-исторического клуба при МВК им. И. С. Шемановского Александра Займидороги, изучение исторических источников наглядно показывает, что имели место трудности перевода. Традиционные самодийские и остяцкие названия пришлые люди истолковали по-своему, окрестив языческие божества северных народов «идолами и шайтанами». Так, остяцкий Луньхаут-Юхан («Божественный водоём») стал Шайтанкой.

Активная дискуссия вокруг названия реки развернулась в социальных сетях. Отдельные доводы заслуживают внимания и уважения из-за глубоких знаний истории родного края, следования давним традициям и выбору предков. Из тех, кто предлагает новые названия, большинство комментариев за Преображенку. Это один из восьми основных вариантов, предложенных на платформе «Живём на Севере» и по итогам круглого стола, где собирались краеведы, лингвисты и салехардские старожилы.

Река Духовная – с таким предложением вышли доктора исторических наук Сергей Харючи и Елена Пушкарёва, а также кандидат исторических наук Галина Харючи. «Вопрос переименования реки Шайтанка давно стоит в повестке общественного сознания, в первую очередь коренных народов Севера. Действующее название действительно, видимо, появилось в результате вольной эмоциональной трактовки названий с ненецкого и ханты языков. И, скорее, не православным, а неграмотным толмачом-переводчиком при написании водного объекта», – говорят они.

«При выборе нового названия важно подобрать более корректное, – считает кандидат филологических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена Марина Люблинская. – Светлая близка по ассоциативному ряду к традиционным названиям. Консультируясь со знатоком хантыйского языка, я выяснила, что Луньхатл, где хатл – «светлая». Это хорошее название – река Светлая, созвучное названию «святая», «божественная», близкое по существу к исходному, но не звучащее напыщенно».

Писатель, журналист и культуролог Зинаида Лонгортова считает, что название реки следует искать в сакральном значении этого места для народа ханты. «Это Священная река, здесь размещались божества, которые покровительствовали роду Тайшиных. Вода в этой реке священная, – говорит Зинаида Лонгортова. – Поэтому самое правильное – вернуться к истокам».

Сохранить богатейшую культуру северных народов, относиться к ней как можно бережней призвала краевед, журналист, автор книг об истории Ямала Людмила Липатова.

И всё-таки с переименованием затевались истории и ранее, даже окружная столица имела названия на нескольких языках, и в итоге сегодня именуется Салехард. Об этом напомнила председатель Совета старожилов города Татьяна Гостюхина: «Всё-таки название нашей реки несёт негативное значение, и я за то, чтобы дать хантыйское. Округ у нас Ямало-Ненецкий, и пусть в центре города с ненецким названием текла бы речка, обозначающая на языке ханты «светлая, божественная».

Краевед Герман Бардин считает нужным провести обширное исследование с привлечением экспертов – историков, филологов, культурологов: «Я читал и отрицательные отзывы, и вполне положительные о том, что река многим дорога с детства. Не имея понимания вопроса, какое бы мы название ни выбрали, оно может быть воспринято в штыки».

Свои сомнения, что название реки как-то влияет на духовную жизнь человека, высказали представители религиозных организаций. Но её нахождение рядом со святыми местами является несовместимым, как не согласуются слова «священная» и «божественная» с «шайтанкой». Переименование уместно, главное, чтобы название отражало историческую сущность, устраивало всех и не служило раздором между конфессиями, считают настоятель храма и имам городской мечети.

Отрадно признать, что местная река оказалась столь важна и дорога каж­дому, кто проявил причастность к её истории и судьбе. Есть надежда, что сила слов «светлая» и «божественная» сделают наши души добрее. «Как лодку назовёшь, так она и поплывёт, – напомнил землякам известную формулу публицист Пётр Казанцев. – «Беда» или «победа» – зависит от нас. Мне кажется, чтобы для широкого круга людей, не очень сведущих в истории, этнографии, краеведении, было понятно значение ненецкого и хантыйского гидронима, вполне естественно назвать речку Преображенка».

Поскольку тема вызвала активный интерес у жителей и показала высокую вовлечённость пользователей при обсуждении в социальных сетях эксперты предложили провести среди горожан социологический опрос. Такая форма позволит высказаться максимальному количеству жителей разного возраста и сфер деятельности.

08 сентября 2022 10:37
Газета "Полярный круг"
Автор: Клара ГАЛИМЖАНОВА
08 сентября 2022 10:37
Газета "Полярный круг"
Автор: Клара ГАЛИМЖАНОВА
Сайт использует файлы cookie и сервис сбора технических данных его посетителей. Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий